День открытия ледовой трассы: конный обоз, ветлазареты и Нефедов
В 1941 году Дорога жизни стала местом, где наши соотечественники в условиях невиданного испытания не сломались и продолжали бороться за свою страну, за Ленинград, за жителей осажденного города. 22 ноября — День открытия Дороги жизни. Первым ко ледовой трассе прошёл конный обоз. Лошадей обслуживали и лечили врачи государственной ветеринарной службы Ленинградского фронта.
Дорога имела огромное значение в спасении жителей города от голодной смерти. В основном по льду перевозили муку, хлеб.
Начальником ледовой «Дороги жизни» с ноября 1941 года по 24 мая 1943 года был Михаил Александрович Нефедов, капитан 2-го ранга.
17 декабря 1941 г. начальник ВАД-101 М.А. Нефедов и батальонный комиссар П.С. Глухов утвердили «Инструкцию о порядке движения и эксплуатационного содержания ледовой дороги по Ладожскому озеру». Согласно инструкции обязательной являлась установка на трассе километровых столбов, указателей поворотов и ограничения скоростей, обозначения границ взводных и ротных участков, щитов с надписью «Проезд закрыт» на наезженных, но опасных или закрытых участках и объездах.
27 января 1942 г. Нефедов получил приказ приступить к обследованию трассы Коса – маяк Осиновец. 14 февраля 1942 г. он распорядился начать прокладку трассы 1-му ДЭБ и 88-му ОМСД (ОСМБ). В дальнейшем, после строительства железной дороги, протяженность автотрассы сократилась и почти полностью проходила по льду Ладожского озера. Длина рейса от станций Коса, Кобона, Лаврово и обратно равнялась 68-74 км.
В конце марта 1942 г. лед на Ладоге начал таять. В своих дневниках Нефедов отмечал, что 23 марта температура начала повышаться, а 26 марта появились лужи на льду озера.
Моряк Нефедов установил на дороге жесткие военно-морские порядки. Он даже саму дорогу называл «форватером». Движение по «форватеру» было строжайше регламентировано, поиск иного пути грозил провалом в полынью.
Приходилось учитывать не только температуру и налеты авиации. Например, выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной, и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий.
Особенно это было чревато в конце марта 1942 года, когда лед на Ладоге уже начал интенсивно таять, и Михаил Александрович лично носился на своей «эмке» по трассе, помогая вытаскивать застрявшие грузовики.
Однако в результате усилий всех работников дороги движение по ней поддерживалось вплоть до 6 апреля 1942 г. 9 апреля с дороги пришлось снять автобусы, а через сутки тракторы и грейдеры. 20 апреля специальная комиссия, возглавляемая Нефедовым М.А. установила, что лед прибрежной полосы западного берега на протяжении от 1 до 2 километров легко разрушался при самой незначительной нагрузке. Было отмечено, что за последние два дня произошло около 90 провалов автомашин задними и передними колесами. Поэтому было принято решение прекратить перевозки по ледовой дороге 20 апреля.
Подробнее о М.А. Нефедове мы рассказывали в рамках проекта «Май — месяц Победы»: https://m.vk.com/@-192448556-nachalnik-ledovoi-dorogi-zhizni-nefedov
Информация об исторических событиях, а также ледовой трассе, конных обозах и деятельности государственной ветеринарной службы Ленинградского фронта хранится в музее: https://museum.vet/exhibitions/times/stand-03.html
Государственная ветеринарная служба Ленинградской области бережно хранит память о коллегах, служивших в годы Великой Отечественной войны. На месте Фронтового ветеринарного лазарета, обслуживающего животных «Дороги жизни», установлена памятная информационная доска (Всеволожск, Фонвизина, д. 6).
Мы помним! Мы гордимся!