ДОРОГИ ВОЙНЫ


Тремя экспедициями, посвященными истории Южного Приладожья и его военной судьбе, колтушские краеведы открыли летний «полевой» сезон. В первой из них, состоявшейся 11 июня, принял участие председатель Совета ветеранов 67-й армии Ленинградского фронта Юрий Георгиевич Белов. Поездка началась у устья реки Охты, где некогда находилась крепость Ниеншанц, а в 19 веке — Охтинская верфь и позднее судостроительный «Петрозавод». В годы Великой Отечественной войны рабочие этого предприятия ушли на оборону Ленинграда. Ветеран поделился своими воспоминаниями о том, как в 1941-1942 годах выглядел район Ржевка — Пороховые, а также дорога до Колтушей. Колтушский усадебный парк и бывший господский дом служили местом расположения 386-го отдельного батальона связи. В Шлиссельбурге Юрий Белов показал здание, где после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года находился штаб и подразделения связи 67-й армии. Конечным пунктом путешествия стал 13-й километр Староладожского канала, который ветеран войны посетил впервые с декабря 1943 года. Здесь было последнее место дислокации штаба 67-й армии первого формирования.

На следующий день 35 детей и взрослых из Колтушей и Воейково приняли участие в экспедиции по ладожским каналам. Дождливый день не помешал осмотреть уникальные гидро -технические сооружения с четырьмя мостами, связывающими берега Назии и Староладожского канала, а также памятник-парус, посвященный рыбакам — жителям Назии, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В программу поездки входило знакомство с центром Шлиссельбурга и музеем танков у Ладожского моста. Однако наиболее запоминающейся частью поездки все же стала речная прогулка. На специально арендованном прогулочном судне группа смогла не только осмотреть стены и башни крепости Орешек, но и проплыть 10 км по Новоладожскому каналу до памятника морскому десанту. Участники поездки отметили титанических труд наших предков, сумевших в 18 и 19 веках вручную выкопать каналы протяженностью более 100 км каждый. Благодаря им столица России получила устойчивое снабжение продовольствием.

22 июня кружковцы-краеведы вдоль ладожских каналов проехали до поселка Кабона. Временный порт, организованный в Кабоне в 1941-1943 годах, стал воротами на большую землю для почти полутора миллионов жителей блокадного Ленинграда. Причалы и территория поселка, склады продовольствия и горючего подвергались ежедневным налетам вражеской авиации. Берега ладожских каналов, кладбища: Кабоны, деревни Лаврово и других близлежащих деревень, стали местом упокоения сотен тысяч истощенных ленинградцев, не вынесших последнего испытания —переезда по ледовой дороге через Ладогу. Осмотр этих мест произвел неизгладимое впечатление на всех участников поездки.

По итогам ладожских экспедиций подготовлена программа ознакомительной поездки, которая будет предложена жителям Колтушского сельского поселения в будущем.

                                                                                   С.Медведев